«Авто Колор»
Авторемонтные материалы
+7 (900) 229-40-40
г.Новороссийск ул.Волгоградская 40 маг.№1
ежедневно 8:00 - 18:00

Что такое споттер?

Принцип точечной сварки известен давно, но в практике работы автомастерских стал использоваться в России совсем недавно. С тех пор как выяснилось, что вмятину на кузове часто гораздо проще выправить, если не выколачивать ее изнутри, а тянуть снаружи, зацепившись за шайбу или проволокут, приваренные к поврежденной панели. Так появились особые аппараты точечной сварки – споттеры. О них и пойдет сегодня речь.

Чтозначит spotter?

Во всем мире споттерами (название происходит от англ. spot — точка) называются все виды аппаратов контактной сварки, у нас это название прочно прикрепилось к аппаратам односторонней сварки с обратным молотком в комплекте, используемым для ремонта видовых поверхностей кузова. Одним из основных действий, выполняемых при проведении современных кузовных работ, является замена поврежденных элементов кузова. Однако, замена далеко не всегда необходима, либо ее выполнение значительно дороже ремонта поврежденного элемента.

Технологии устранения вмятин на кузове

  • выдавливание изнутри;
  • вытягивание снаружи.

При использовании первого метода необходимо выполнять демонтаж и разборку элементов автомобиля, затрудняющих доступ к поврежденному месту, как правило, это обшивка. Это трудоемкий процесс, отнимающий много времени, с которым связан риск повреждения как элементов крепления, так и самой обшивки.

Технологии устранения вмятин на кузове

Наиболее распространенным методом устранения вмятин «снаружи» является применение сварочного аппарата для сварки с т. н. звездочками, совмещенного с инерционным молотком. Оборудованием, предназначенным для выполнения такого типа ремонтов, являются рихтовальные споттеры. Они позволяют выполнить ремонт панельных элементов кузова с максимальным сохранением механических свойств элементов.

Особенности рихтовки с помощью споттера

Фактически споттер – это одна из разновидностей аппарата точечной сварки. Но, в отличие от последнего, у него, как правило, нет сварочных клещей, между контактами которых пропускается ток. У споттера один вывод («земля») от источника тока присоединяется к детали (путем приварки шайбы, кузовных щипцов или магнитной массы) достаточно близко к зоне ремонта, а другой – непосредственно к пистолету (стаддере) с электродом. Вся хитрость заключается в том, что кузовной металл в месте сваривания не деформируется, т.к. температура плавления сварочной шайбы чуть меньше плавления ремонтного элемента. А после выполнения своей задачи шайба легко удаляется скручиванием. Т.е. работа с применением споттера состоит в приваривании элемента крепления, который выступает как держатель для вытягивания вмятины.

Сама вытяжка происходит либо с помощью инерционного молотка, либо пневматических и рычажных вытяжных приспособлений, а именно усилие правки может прикладываться к приваренным элементам либо плавно, через рычаги и с помощью разного рода гидроцилиндров, либо ударно, через инерционные обратные молотки. Токи приваривания доставточно большие (>1200А), поэтому используются короткие кабели большого сечения и тщательно зачищают металл в месте присоединения кабеля.

При покупке споттера, обратите Ваше внимание с ручным он или микропроцессорным управлением. Первый тип считается устаревшим и не позволяет точно контролировать параметры сварки в широком диапазоне.

Новые технологии, микропроцессорное управление с предустановленными программами упрощают работу и позволяют в считанные секунды сменить режим и продолжать работу без задержки, не тратя времени и нервов на настройку. В запрограммированных настройках оптимально подобраны сила тока и время импульса, что исключает прожиг ремонтируемой детали и увеличивает срок использования расходников. Для настройки необходимо выбрать один из режимов инструмента, при необходимости можно изменить уровень мощности. Все это делается двумя кнопками, срабатывание происходит автоматически, с достаточной задержкой для постановки инструмента, позволяя сконцентрироваться только на работе.

Преимущества использования споттера

Основное преимущество этого метода заключается в сокращении времени и затрат на ремонт. Ведь при использовании споттера исключается необходимость в замене кузовной детали, разборки и сборки салона. Как следствие, не требуется пугать клиента сроками на заказ ремонтной части и итоговой ценой всего ремонта; сроки и цена — это главное, чем интересуются при обращении в автосервис. А невысокая цена и простота использования дополняют его популярность.

  • он позволяет ремонтировать элементы, которые до сих пор подлежали исключительной замене;
  • значительно сокращает время ремонта;
  • позволяет применение клеевых технологий и осуществление ремонта алюминиевых элементов;
  • небольшая цены инструментов со сравнению с получаемым эффектом.

Основные режимы работы споттера:

Режим 1

В этом режиме используется обратный молоток или пуллер. Пуллер — специальное устройство, подключаемое к разъему пистолета. Этот режим используется для исправления небольших, неглубоких вмятин — наиболее часто встречающихся повреждений. Они легко выправляются и составляют большую часть работ, принося быстрые и «легкие» деньги. Особенно позволяют насладиться качеством работы машины последнего поколения, т. к. применяемые новые упругие металлы прекрасно вспоминают свои первоначальные формы.

Режим 2

Используется для приварки тянущих элементов с помощью специальных электродов. К тянущим элементам — волнистая проволока, прямые или крученые кольца (сережки) — можно приложить значительное усилие, которое и позволяет исправить сильные повреждения, вплоть до восстановления порогов с замятыми ребрами.

Режим 3

Используется со специальным коротким омедненным электродом для осаживания выпуклостей от обратного молотка, пуллера, клеммы массы или от следов отвертки, которой случайно выдави- ли металл при арматурных работах.

Режим 4

В этом режиме используется угольный электрод, с помощью которого разогревается значительная поверхность листа. Нагрев позволяет осадить металл и избавиться от «хлопуна», получаемого при вытягивании большой поврежденной поверхности.

Режим 5

В этом режиме с помощью специальных омедненных электродов приваривают элементы крепления молдингов и шумоизоляции, которые могли быть удалены в процессе ремонта или, как правило, отсутствуют на новых деталях.

Режим 6

Используется для приварки шайбы, с помощью которой крепится клемма массы аппарата. Правда, этот режим применяют и для вытягивания с помощью тех же колец и крюка с 2,5-килограммовым обратным молотком.

Режим 7

Используя специальный омедненный электрод (с магнитом для удержания привариваемого болта), можно приварить болты под резьбу или саморезы под пластик. С их помощью устанавливаются плашки тормозных трубок, жгутов электрики или клемм массы, которые отсутствуют на новых деталях или были срезаны при проведении восстановительных работ.

Рекомендации по использованию споттера

  • При подключении к электрической сети необ- ходимо учитывать, что сечение проводов, подведенных к электрической розетке, должно быть не менее 2,5 мм (для аппаратов, потребляющих ток 32 А, сечение должно быть не менее 4 мм ). Если используется удлинитель, то сечение кабеля должно быть увеличено в зависимости от длины. Автоматические предохранители на распределительном щите должны быть с индексом кривой отсечки, т. е. с задержкой по срабатыванию: для модели на 230В — 25 А, для модели на 380В — 16 А. Все эти рекомендации возникают из-за самого метода сварки — метода короткого замыкания, иначе потери по сопротивлению на кабелях не позволят получить желаемый результат. Зачищенные места необходимо очистить от пыли после подготовки поверхности, иначе происходит сильное искрение, больший расход наконечников, меньше комфорта в работе.
  • Клемму массы «земля» необходимо устанавливать как можно ближе к месту работ и ни в коем случае на ставить на соседнею деталь.
  • Следить за прочностью контактов в местах крепления инструмента и массы. Плохой кон- такт провоцирует пробои и выход из строя мест крепления инструмента.
  • Приварку, например, волнистой проволоки, необходимо начинать с дальней точки и двигаться к массе, иначе будет шунтирование, ток будет идти по наименьшему сопротивлению, и каждая последующая точка будет слабей предыдущей. При этом необходимо следить за тем, чтобы проволока касалась детали не всеми точками, а только той, которая приваривается в данный момент.
  • Сила нажатия инструментом на деталь при сварке — просто уверенное прикосновение. Контактную сварку также называют сваркой сопротивлением. Если нажатие будет очень сильным, то и сварки может не произойти, сопротивление в месте контакта может быть близко к нулю, будет легкое прилипание.
  • При значительной площади повреждения детали начинать вытяжку необходимо с края, двигаясь к середине по спирали. Это позволит избежать провала вокруг центра, за который обычно начинают вытягивать. Металл растягивается и, как следствие, хлопун обеспечен. Постепенное вытягивание по спирали позво- ляет избежать чрезмерной растяжки металла и обеспечивает экономию времени.

Ведущие производители сварочных аппаратов

  • Италия Франция (GYS, Deca, Telwin). (М14х1.5мм);
  • Китай (Nordberg, WiederCraft, Holex, Русский мастер, Atis). (М16х1.5мм);
  • Китай (Solary) (М14х2мм).

*(в скобках указана резьба на обратном молотке)

Аксессуары и расходники для споттера

На современном рынке оборудования для кузовного ремонта представлено широкий выбор споттеров и аксессуаров к ним.

Необходимо быть внимательным при подборе адаптеров для споттеров различных производителей, однако это не является препятствием для использования «не родных» аксессуаров, так как существуют переходники любых конфигураций.

Многообразие расходных материалов позволяет мастеру исходя из конкретных условий ремонта выбрать наиболее удобный способ вытяжки и ремонта.

Выбрав оптимальные параметры работы рихтовального споттера, можно добиться очень хороших результатов ремонтных работ без излишнего повреждения структуры кузова, значительно сэкономив при этом временные и финансовые ресурсы.

При покупке обратите пристально внимание на набор аксессуаров. Как правило, споттеры “из поднебесной” укомплектованы по полной программе (в том числе и тележкой) и докупать ничего не придется. На фото показаны аксессуары для споттера ATIS 54L.

Итальянские и французские споттера (до 50тыс.руб) редко комплектуются тележкой и гребенкой.

Если у Вас возникнет вопрос какой споттер купить китайский или европейский – берите европейский. Потому что несмотря на более высокую стоимость он окупится у Вас очень быстро из-за меньшей мощности потребления при одном и том же сварочном токе, поскольку вторичная обмотка трансформатора у этих споттеров медная и следовательно выше КПД (меньше нагружают сеть).

Более того, европейские споттеры имеют интеллектуальное микропроцессорное управления исключающее ошибочный прожиг металла. Что очень актуально при использовании на современных автомобилей листового металла очень тонкой толщины (0,6мм).

Цена на споттер зависит как от производителя так и от максимального тока сварки и комплектации, и начинается от 24000 руб на модель с max 1300А. Что вполне достаточно для приварки шайб и осаждения металла нагревом с помощью угольного электрода. Если Вы планируете использовать споттера в качестве аппарата точечной сварки рекомендуем обратить внимание на модели с max током от 3000А.

При копировании материалов с сайта ссылка на источник обязательна.
© 2015 | All Rights Reserved | www.autocolor24.ru
Яндекс.Метрика